Болезни

Встречаясь с болезнями в сновидениях, а также ранениями, немощью, умиранием, их можно рассматривать как содержания, которые ведут сновидца в Аид (В фольклоре считается, что больные дети и животные одержимы демонами смерти). Эти содержания обладают огромным психологическим значением, и им стоит уделять особое внимание во время работы с такими сновидениями, потому что они предоставляют материал для opus contra naturam. Эти образы свидетельствуют о возникающих в нас переменах (но не о наших попытках изменить их), и потому они, в данном случае, выступают как психопомпы. Те содержания сновидений, которые выглядят наиболее патологичными (об этом можно прочитать в другой моей работе (4)), являются также и наиболее перспективными для созидания души.

Из архетипической перспективы потустороннего мира мы можем пересмотреть и уточнить некоторые аналитические интерпретации, например, представления о “больной аниме”. Не стоит воспринимать это представление каким-либо личным или же натуралистичным образом. Как писал Херцог: “существует множество представлений о Хюльдре, Госпоже Метелице, Матери Мира, которые утверждают, что за её спиной находятся ямы, полные червей и змей, в которых что-то гниёт и разлагается” (5). Обычно подобные образы в анализе сновидений или интерпретации волшебных сказок считаются признаками “больной анимы”, ведь этот образ отражает то насколько слабой является анима (чувственность, феминность, Эрос, что вам угодно) человека, которому приснилось это сновидение, или же культуры, в которой возникла данная сказка.

Вместо того, чтобы рассматривать этот образ как аниму, которой пренебрегают и которой необходимо оказать помощь, медицинское внимание, помочь с развитием. Вместо того, чтобы рассматривать этот образ как призыв посредством вины к Эго совершить нечто, мы можем увидеть его как душу, которая проходит через процесс разложения, совершающий шаг, подобный шагу Персефоны в бездну. Ямы, змеи, черви потустороннего мира уже незримо проникают в неё, за её спиной.

4. Джеймс Хиллман, «Пересмотр Психологии», часть 2 «Патологизация»
5. Herzog, Psyche and Death, pp. 199-200

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *