Обновления в переводе книги Славоя Жижека “Как Читать Лакана”

Мы продолжаем перевод книги словенского философа Славоя Жижека, посвященный пониманию (чтению) мысли Лакана.  В последнее время были добавлены переводы трёх глав:

Избранные цитаты:

Всё это сводится к тому, что, согласно Лакану, Реальное в его наиболее радикальной форме должно быть полностью десубстанционализировано. Реальное — это не что-то внешнее, что сопротивляется попаданию в символическую сеть, но сам разрыв в этой символической сети. Реальное в виде монструозной Вещи, скрытой за завесой наружности, является последним соблазном, который, как правильно заметил Ричард Кирни, поддаётся легкому присвоению Нью Эйджем. Что за соблазн кроется в этом? Возвращаясь к понятию Реального как Вещи, Лакан делает шаг, подобный шагу Эйнштейна от специальной теории относительности к общей. Тогда как специальная теория относительности уже содержит в себе представление об искривленном пространстве, она считает эту искривленность эффектом материи, она считает, что присутствие материи искривляет пространство, как если бы только пустое пространство могло быть неискривленным. В случае же общей теории относительности, причинность оказывается перевернутой — материя оказывается эффектом искривленности пространства, её наличие свидетельствует о том, что пространство искривлено. Как это всё может быть связано с психоанализом? Подобным же образом Лакан считает, что Реальное, Вещь, есть ни некое инертное искривляющее символический порядок присутствие (вносящее в него несоответствия и разрывы), но, наоборот, эффект этих несоответствий и разрывов. Вина, с которой мы сталкиваемся под давлением супер-эго, реальна, а не иллюзорна, ведь “единственное, в чем человек, во всяком случае, в аналитической перспективе, может быть виновен, так это в том, что он поступился своим желанием”, и супер-эго указывает нам на то, что мы действительно виновны в том, что не следуем собственному желанию Обычно считается, что психоанализ помогает пациентам преодолеть препятствия на их пути к нормальному сексуальному удовлетворению — если вам «это не удаётся», то сходите к аналитику и он поможет вам избавиться от ваших комплексов. Сегодня же, наоборот, нас со всех сторон понуждают: «Наслаждайся!», — как в собственно сексуальной сфере, так и в сфере профессиональных достижений, и даже в сфере духовного. Сегодня jouissance функционирует скорее как некое странное этическое обязательство — люди чувствуют вину не потому, что нарушают некие моральные нормы, но потому что оказываются неспособны наслаждаться. И, в такой ситуации, психоанализ оказывается единственным дискурсом в котором вам можно не наслаждаться — в котором вам не запрещают наслаждаться, но позволяют быть свободными от принуждения к наслаждению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *