Иллюзия Обмана?

«чувствуешь ли ты себя использованным, или тебе и вправду было хоть чуточку весело?»

(с) героиня фильма “Иллюзия Обмана”

Нам привычны кино-просмотры с последующими обсуждениями или анализами таких произведений кинематографа, которые обладают чем-то отличным от, так называемого, голливудского кино. и вы не увидите, чтобы кто-то устраивал просмотр и обсуждение очередной экранизации комиксов о Супермене, хотя его сверхчеловечность не менее занимательна, чем очередной продукт арт-дома. Как я ранее где-то указывал, Супермен, как и многие другие супер-герои, является сверхчеловеком не из-за своих сверх-сил, но из-за своей сверх-вины — разве не она скрывается в словах из другого супер-героического комикса (Человека-Паука): “с большой силой приходит и большая ответственность”. Что скрывается за таким легкомысленным отношением к голливудскому кино, за этой любовью упрекать фильмы (как иллюзию, сказку)  присутствующими в них ошибками и логическими нестыковками, например, проезжающим по горной дороге автобусом в одной из экранизаций фантазий Толкиена?

Попробуем найти ответ на этот вопрос в фильме Луи Летерье “Иллюзия Обмана”, который многие (по-крайней мере на rottentomatoes) охарактеризовали недотянувшим до уровня “11 Друзей Оушена”, да и вообще получившем достаточно спорные отзывы. если признаться, сложно найти более неподходящий фильм для поиска каких-то ответов, ведь в этом фильме истина причины всего происходящего в нём постоянно ускользает от зрителя, и в самом финале фильма она оказывается закрыта на замок на одном парижском мосту (нечто подобное проворачивают и в финале “Начала” Кристофера Нолана). Фильм повествует историю о четырёх фокусниках, сведенных вместе чьей-то волей, которые пытаются исполнить ошеломительное представление их таинственного кукловода, и при этом опережать на несколько шагов как агентов фбр и интерпола, которые их пытаются задержать, так и персонажа разоблачающего чужие фокусы. Ну и, конечно же, не стоит забывать о их зрителях, обогащающихся и наслаждающихся в течении всего сюжета фильма. Подобные фильмы (и мы не зря упоминали фильмы об Оушене и Нолановское “Начало”) основываются на простроенности структуры собственного сюжета, на четких причинно-следственных связях, которые разворачиваются и раскрываются как в течении фильма, так и обеспечивают эффектность его финала. или это то, чего мы ожидаем от них?

Если вы смотрели этот фильм, то мне всё равно хотелось бы вам напомнить о том, что в нём так и не раскрывается каким же образом эта четвёрка фокусников в действительности совершала свои трюки, ведь об этом нам рассказывает персонаж Моргана Фримена, который согласно сюжету фильма, является разоблачителем фокусников, а по совместительству персонажем предположительно понимающим происходящее и пытающимся двигаться на шаг вперёд команды фокусников, следя за ними. Но финал фильма ставит всё на свои места и оказывается, что он тоже “не видит картины в целом” (как об этом заметила сотрудница интерпола агенту фбр, обсуждая вероятность наличие скрытого пятого участника этой команды фокусников), что “он убедил себя в том, что он был на один шаг впереди, но на самом деле был на два шага позади”. И от него же мы узнаём об этом мифе про тайную организцию, существующую со времён Древнего Египта, которая позже займёт своё место в сюжете и станет одним из возможных объяснений действий этой команды фокусников. Повторюсь — одним из возможных объяснений, ведь фильм так и не даёт ответов на этот вопрос, хоть этот миф о тайной организации потом повторяют и два других персонажа фильма, также пытающихся словить этих фокусников. Да и верит ли в эту тайную организацию, “Око Гора”, сама четвёрка фокусников? Вероятно, они были настолько же верящими персонажами, насколько персонаж Моргана Фримена был персонажем знающим. Мы лишь предполагаем, что они верили в это, и что он знал.

Если отбросить эту фантазию о тайной организации “магов”, тогда нам станут абсолютно неясны мотивы этих персонажей-фокусников: зачем они совершали все свои действия в этом фильме, ради чего? Мы лишимся фантазии, которая объясняла бы нам их мотивы и желания. В самом финале фильма мы снова сталкиваемся с этим недостатком структуры сюжета, и в этот раз её проговаривает персонаж Марка Руфалло, который был одновременно и таинственным кукловодом, и агентом фбр, пытающимся словить героев фильма. обращаясь к женщине, в которую он оказался влюблён, и продолжая её слова о смерти его отца, он говорит: “Мне было 12 лет. И тогда я создал себе образ, я всё спланировал, продумал каждую деталь, но случилось нечто, чего я никак не предполагал — появилась ты.” Возможно, именно такие мысли проносятся в голове режиссеров, когда они сталкиваются с нестыковками в сюжетах их вышедших фильмов, как они могли проглядеть автобус на заднем плане в фентази фильме, или же как ученый мог потеряться в лабиринте, карту которого он и создал. В этих неожиданных ошибках и нестыковках можно углядеть проявление реального, которое согласно психоаналитической мысли является эффектом несоответствий в символической структуре нашего восприятия, которые обычно мы стремимся сгладить какими-то фантазиями, отвечающими на нашу тревогу о том, что что-то не складывается, что “что-то не так”.

И возвращаясь к вопросу поставленному вначале, часто можно столкнуться с требованием отсутствия таких несоответствий в кино в виде требований “реалистичности”, например, мы справедливо гневаемся, когда в научно-фантастическом триллере умудряется потеряться ученый, запустивший систему картографирующую окружающую территорию (как это произошло в фильме “Прометей”). это требование, по сути, оказывается требованием идеального, то есть иллюзии или обмана, но, как ни странно, именно ляпы и несоответствия в сюжетах очередных творений Голливуда и отвечают этому требованию “реалистичности”, потому что они подчеркивают выдуманность сюжета фильма. Именно эта выдуманность и является тем Реальным кинематографа, с которым не просто встретиться, и которым объясняются эти упрёки фильмов в свойственной им нелогичности, несоответствиях и ляпах.

Иллюзия Обмана?: 3 комментария

    1. речь шла про фильм «Властелин Колец», но беглый пробег по интернету пока показал только наличие комментария про машины в каком-то кадре на заднем плане. возможно, я спутал «Властелин Колец» с каким-то другим блокбастером, для которого современная техника была бы также неуместна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *