Компендиум Лакановских Терминов / Идеальное Я

Югетт Гловински

КОМПЕНДИУМ ЛАКАНОВСКИХ ТЕРМИНОВ, СТР. 83-86

Лакан в Семинаре I (1953-54, стр. 169) указывал на однозначную связь между идеальным я и зеркальным образом, и на его основания в иллюзии целостности, что позже он развил в Écrits (1977, глава 1). Будучи gestalt’ом (целым), идеальное я функционирует как первичное целостное эго, и, будучи образом, оно — идеально.

В этом последнем определении Лакан опираясь на работу Фрейда, связывая идеальное я с нарциссическими процессами идеализации и величия, утверждал, что идеальное я является идеалом нарциссического всемогущества, происходящего из инфантильного нарциссизма. Таким образом, идеальное я основывается одновременно и на нарциссической идеализации, и на зеркальном образе целостности.

Лакан возвращается к этому вопросу в Семинаре II (1954-55, стр. 237), когда говорит о идеале целостности, возникающем в нашем восприятии на стадии зеркала, и всегда ускользающем от нас. Этот идеал целостности существенно важен для восприятия, его отсутствие приводит к возникновению огромной тревоги, особенно в форме воображаемого распада.

Следуя этой линии мысли Лакана, очерченной им в стадии зеркала, можно сказать, что субъект конституирует себя в собственной воображаемой реальности, но при этом использует в качестве ориентира смотрящего на него другого. И, таким образом, идеальное я — это любимое другим я, следствием чего является требование к идеальному я удовлетворить другого или, скорее, интернализованную репрезентацию другого в я. Так что субъект будет чувствовать одновременно себя и удовлетворенным (благодаря иллюзии целостности и идеализированном ощущении всевластия), и любимым до тех пор, пока он будет удовлетворять требованиям другого.

Похоже, что идеальное я остаётся закрепленным в нарциссическом характере зеркального феномена, запертым в воображаемой реальности. Посредством нарциссической идентификации оно связано с им/ею, кто смотрит на субъекта из зеркала — идеальное я есть та точка в себе, в которой он/она желает соответствовать себе.

Идеальное я и я-идеал связаны отношениями нарциссической любви, восприятием субъектом себя в отношении к его/её идеальному образу, или же, как Лакан заметил в Семинаре VII (1959-60, стр. 129), субъект оказывается в месте зависимости от навязанного ему идеализированного образа себя. В этом же семинаре, он определяет идеальное я как “того воображаемого другого, с которым мы на этом уровне имеем дело” (стр. 303).

Я-Идеал

В “Четырёх основных понятиях психоанализа” (1978, стр. 154) Лакан указывает на различие между идеальным я (тем, каким образом субъект конституирует себя в воображаемой реальности) и я-идеалом, хотя и не поясняет его.

И, тем не менее, именно в этой работе Лакан представляет идеальное я объектом требований другого, тогд как я-идеал представляется как инстанция отождествления и общественной сплоченности (стр. 274-278). Эта концептуальная неопределенность, которая присуща работе Лакана, посвященной этим двум понятиям, не уникальна и происходит из замешательства Фрейда в отношении этих понятий.

Лакан, следуя Фрейду, говорит, что ядро я-идеала формируется с помощью идентификации (не-нарциссического характера) и идеализации. Тогда как идеальное я происходит от другого, которые смотрит на субъекта (“именно в Другом субъект складывается в качестве идеала”, стр. 154), я-идеал основывается на идеализированном образе целостности, хотя и не исключительно воображаемого характера, так как Лакан описывает я-идеал складывающимся “в царстве означающего” (стр. 274).

Следуя Фрейду, и в Семинаре VII Лакан различает я-идеал и идеальное я, напоминая нам о том, что это связано с тем, что Фрейд различал объектное либидо и я-либидо, соответственно.

Отталкиваясь от этого развития Лаканом концепция Фрейда, мы можем заключить, что я-идеал — это инстанция, которая происходит из объединения нарциссизма и идентификации с родителями, их заместителями или коллективными идеалами. Субъект же стремится соответствовать модели я-идеала.

И несмотря на то, что его основы нарциссичны, я-идеал может быть коллективным и, таким образом, отвечать за формирование уз человеческих групп. И так, я-идеал обладает двойственным характером: общественным и индивидуальным. Как часть психологии группы, он отражает тот идеал, с которым идентифицируются все члены группы, и потому является частью разделяемого символического порядка. В контексте индивидуального характера, я-идеал является расширением первичного нарциссизма и стандарта совершенства.

Если идеальное я соответствует я-идеалу, я-идеал вернет любовь идеального я, и, в таком случае, субъект быть возлюбленным я-идеала. Но я-идеал является требовательной преследующей инстанцией, он ожидает удовлетворения и совершенства, а не только любви. Таким образом, мы видим, что я-идеал связан с требованием, жадным требованием обращенным к доэдипальной всемогущей или фаллической матери.

Еще одна функция, за которую отвечает я-идеал, вводится в процессе сепарации, в результате которого образуется объекта а. Посредством функции объекта а, я-идеал замешан в сепарации, конституирующей субъект и соединяющей его/её с символическим порядком. Мы преодолеваем собственную нехватку благодаря привязанности к собственному зеркальному образу.

В итоге, идеальное я остаётся нарциссическим феноменом, смоделированным отношениями любви к себе, когда оно является частью я, любимого я-идеалом. Таким образом, оно остаётся замкнуто в нарциссическом цикле с я-идеалом.

Я-идеал, напротив, вытекая из объединяющего зеркального образа и включая в себя идеализацию (и этот процесс он разделяется вместе с идеальным я), через идентификации соединяется с символической системой. Он всегда находится в отношениях с Другим и является означающим, с которым сопоставляют идеальное я, и по образу которого я моделирует себя.

И так, можно увидеть, что Лакан определяет идеальное я непосредственно в воображаемой и нарциссической реальностях, тогда как я-идеал определяется в символическом мире и мире объектных отношений.

 

Смотреть также: воображаемое, символическое, стадия зеркала

Литература (ссылки на страницы даны в русском издании соответствующих семинаров):

Lacan, J. (1977) [1959] ‘On a question preliminary to any possible treatment of psychosis’, Écrits: A Selection. London: Tavistock.

Lacan, J. (1978) The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis (trans. A. Sheridan). New York: W.W. Norton.

Lacan, J. (1988) [1954-55] Seminar II, The Ego in Freud’s Theory and in the Technique of Psychoanalysis (ed. J.-A. Miller, trans. S. Tomaselli, notes by John Forrester). Cambridge: Cambridge University Press.

Lacan, J. (1991) [1953-54] Seminar I, Freud’s Papers on Technique (ed. J.-A. Miller, trans, with notes by J. Forrester). New York: W.W.Norton.

Lacan, J. (1992) [1959-60] Seminar VII, The Ethics of Psychoanalysis (ed. J.-A. Miller, trans. D. Porter). New York: W.W. Norton.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *